Содержание
«Автокод» уже неоднократно писал о том, что кроссоверы – один из самых популярных классов на рынке новых и старых авто. В прошлом году сегмент новых SUV, по данным «Автостата», вырос до 48,3%, что составляет 567 992 автомобиля. В массовых категориях покупателям предлагается более 50 моделей.
Рынок подержанных кроссоверов тоже растет. Например, в августе 2020-го было продано 125 877 автомобилей. Эта цифра на 20,4% больше, чем в том же периоде прошлого года. Такая востребованность связана с тем, что кроссоверы считаются надежными автомобилями. Но это далеко не так.
Откуда все пошло: как кроссоверы освоили мировой рынок
Изначально кроссоверы стали выпускать в США. Их создали для поклонников больших брутальных внедорожников, которые предпочитали съезжать с асфальта два-три раза в год. Производителям даже не пришлось внедрять серьезные технические средства для повышения проходимости. Хватало подключаемого полного привода, да и то подключение производилось не водителем, а автоматически.
Естественно, такое решение стоило дешевле, чем установка шин с внедорожным протектором, раздаточных коробок с блокировками, устройств повышения клиренса и отключения стабилизаторов. А если нет разницы и во внешнем виде в сравнении с внедорожником, зачем платить больше?
Практичные американцы тут же «проголосовали долларом» за новый тип автомобилей и стали наслаждаться комфортной ездой по асфальту и выездами на природу, чуть дальше, чем могли себе позволить на легковушке.
Вслед за Америкой потянулся и остальной автомобильный мир. В 1994 году Toyota выпустила свой первый полноценный кроссовер RAV4, а годом позже Honda показала CR-V. Эти модели изначально готовились для американского рынка, но из-за практичности и смелого дизайна их полюбили везде.
К началу двухтысячных класс кроссоверов окончательно сформировался по конструкции и стилю и стал завоевывать остальной мир. Сегодня почти все концерны имеют в линейке SUV, зачастую и не один.
При этом кроссовер обладает следующими характеристиками:
- несущий кузов типа «универсал» или «хэтчбек»;
- более высокая, чем в легковушке, посадка водителя и пассажиров;
- основной передний привод с подключаемым автоматикой задним (до 40% автомобилей сейчас выпускается в формате 4х2);
- немного повышенный дорожный просвет;
- наличие электронных систем – помощников и камеры заднего вида;
- гидравлическая система помощи при торможении (HBA), подъеме (HHC) и движении под уклон (HDC);
- электромеханический стояночный тормоз (ERB) с функцией удержания автомобиля на месте.
Судя по всему, это лучший автомобиль для всех случаев жизни. Но в этой бочке меда есть капля дегтя.
Также читайте: Почему седан лучше кроссовера: 7 ценных преимуществ
Почему кроссовер не так надежен
Давно доказано, что любой универсальный аппарат во всех отдельных качествах уступает специализированному. Кроссоверы – это в первую очередь автомобили для города, но маркетологи позиционируют их как городские автомобили для бездорожья.
Завороженный магическим словосочетанием «полный привод», автомобилист покупает такого «проходимца» и начинает испытывать возможности машины на бездорожье. А они, по сути, весьма скромные.
Кроссовер может преодолевать только небольшие лужи и грязь по щиколотку. Во всех остальных случаях трансмиссия работает в предельных режимах, что сказывается на ее состоянии. Муфта заднего привода Haldex при интенсивной пробуксовке перегревается, фрикционы изнашиваются. Рабочая жидкость в ней требует замены не через 30 тыс. км, а раньше. Владелец об этом может даже не догадываться и в результате попадает на дорогостоящий ремонт.
Часто после тяжелого бездорожья у кроссоверов выходят из строя привода передних и задних колес. После форсирования бродов или глубоких луж внутрь коробки или муфты попадает вода и резко снижает ресурс агрегатов трансмиссии.
Многочисленная дополнительная электроника облегчает управление на плохих дорогах, но при езде в городе, как правило, бездействует. Контакты окисляются, в сервоприводы попадает влага, что, опять же, требует дополнительного обслуживания или замены сервопривода в сборе.
Также читайте: Какой кроссовер выбрать на вторичке
Стоит ли покупать кроссовер
Если вам нужен автомобиль для города, лучше подумать, а стоит ли переплачивать за дополнительные «навороты», которыми вы, скорее всего, не воспользуетесь. Может, лучше взять простую и надежную легковушку?
Но если вы поддадитесь эмоциям, не ожидайте от кроссовера сверхнадежности, особенно если любите выезды на природу. Будьте готовы к тому, что придется чаще загонять автомобиль в сервис.
Автор: Александр Анучин
Как вы думаете, заслуживают ли кроссоверы звание популярных или это результат работы маркетологов? Напишите свое мнение в комментариях.